Главная arrow Текущее содержание путей.
Текущее содержание путей.

Золотое правило: «Каждое техническое устройство подлежит периодической проверки его состояния, с оценкой степени его надежности. Периодичность проверки любого устройства зависит от степени надежности изготовления устройства, интенсивности эксплуатации и тяжестью всех последствий, могущих возникнуть в результате его отказа».

Данное правило в полной мере относиться к железнодорожным и подкрановым путям, так как их конструкция и применяемые материалы для нее не самые надежные в этом мире (принципиальная схема разработана в начале 19 века, в подавляющем большинстве путь на деревянных шпалах, костыльное крепление, на слабых местных грунтах). Условия эксплуатации под открытым небом очень непредсказуемы, пропущенный тоннаж и динамические нагрузки в пути на грани допустимых расчетов. Тяжесть последствий аварии на железнодорожном транспорте, даже в минимальном варианте (сход колесной пары, взрез стрелки) исчисляется десятками тысяч рублей, в максимальном – ЧП регионального масштаба (опасные грузы) с возможными человеческими жертвами.

Основным правилом текущего содержание железнодорожного пути является регулярный плановый осмотр и промер пути специалистом в квалификации не ниже бригадира пути, с выявлением неисправностей и определением степени их опасности. Проведение планово предупредительных работ с целью продления сроков нормальной эксплуатации пути. Проведение неотложных работ, связанных с устранение грубых неисправностей в пути напрямую угрожающих безопасности движения. В любом случае принятие мер по уменьшению степени опасности в зависимости от неисправности, либо ограничение скоростей движения поездов, либо закрытие движения поездов, если таковое требует неисправность до ее устранения.

Возможные варианты текущего содержания железнодорожного подъездного пути, сторонними организациями по методу аутсорсинга:

  1. Плановый промер пути. Применительно на предприятиях с небольшой протяженностью путей и грузонапряженностью, свой штат железнодорожников отсутствует. Нанимается предприятие, имеющие в своем штате квалифицированного работника путейца, который с определенной периодичностью (от 1 раз в 2 недели до 1 раз в квартал), производит полноценный осмотр и инструментальный промер пути. По результатам осмотра владельцу пути предоставляется акт осмотра, где отражаются все неисправности пути и определяется степень их опасности, объем устранения и рекомендуемые сроки устранения. Решение об устранение неисправности принимает владелец пути самостоятельно, он же и организует устранение неисправностей либо своими, либо привлеченными силами. Это самый минимально затратный, но необходимый вариант текущего содержания, для обеспечения безопасности на действующих путях.
  2. Промер пути и устранение неисправностей. Этот вариант отличается от первого тем, что организация, выявившая неисправности, сама и организовывает устранение неисправностей своими силами в основном только грубых. Этот вариант удобен для владельца путей, ему не приходиться ломать каждый раз голову о стоимости и организации устранения неисправности. Однако этот вариант очень часто вызывает разногласия между подрядчиком и заказчиком об обоснованности оплаты услуг. Если плата фиксированная, то одна из сторон со временем начинает считать себя обманутой, как правило это заказчик. Оптимально в этом случае, каждую возникшую дополнительную работу расценивать отдельно и оформлять дополнительным соглашением к договору, но надо быть готовым к увеличению объема бумаг, в том числе и финансовых.
  3. Полноценное текущее содержание. Данный вариант приемлем для очень крупных предприятий с большим развитием железнодорожных путей и достаточно большим грузооборотом, либо объемом маневровой работы. В советские времена на таких предприятиях существовали целые железнодорожные цеха со своим квалифицированным штатом и основными фондами. В современных рыночных условия, новые топ-менеджеры, считают (наверно обосновано) данные непрофильные подразделения (ж.д. цех) неэффективной обузой для предприятия, увеличивающая эксплуатационные затраты и поэтому их очень часто сокращают, либо выводят из состава предприятия. При найме подрядчика на такой вариант обслуживания на предприятие «заходят» путевые полноценные бригады с руководителями сторонней организации, со своим инструментом и оборудованием. Они  обеспечивают плановый промер пути и оперативное устранение грубых неисправностей, а так же проводят необходимый комплекс плановых предупредительных путевых работ, обеспечивающих профилактику появления неисправностей и продлевающих безаварийные срок службы пути. Путевые бригады, как правило, занимаются снегоборьбой и водоотведением, а так же проводят мелкий плановый ремонт пути. Если  стороны смогли договориться в цене работ, то этот вариант очень приемлем для обеих сторон. Однако в договоре следует детально проговорить порядок обеспечения путевых работ необходимыми материалами верхнего строения пути, а так же порядок ответственности и взаимодействия оперативных подразделений обеих сторон. Заранее следует определить порядок согласования объема необходимых материалов их цену и кто обеспечивает материалами работы. Это весьма затратный вариант, но он иногда может быть единственно эффективным для владельца путей.

При определении стоимости текущего содержания, связанного с работой путевых бригад за основу берутся нормативные документы ОАО «РЖД», но ключевую роль, в определение стоимости работ, играет текущее состояние железнодорожного пути, которое оценивается комиссионным осмотром, перед заключением договора.

 
< Пред.   След. >